Абхинава
Эротический мистицизм в бенгальском вайшнавизме
Эротический мистицизм характерен для различных направлений индуизма. Различные его школы делают акцент на различных сторонах эротики. Если для кашмирского шайвизма характерен акцент на эстетическом аспекте, для каула-шактизма – на физическом, то для бенгальского вайшнавизма – на эмоциональном, романтическом.
В бенгальском вишнуизме мы вновь встречаемся с термином раса. Раса в бенгальском вишнуизме – это «вкус», тип отношений между Кришной и его бхактой. По мере перехода о расы к расе возрастает сладость (mAdhurya) в отношениях Кришны и бхакты. Первая раса – мирная, спокойная (shanta) раса: спокойное знание о том, что Кришна является Богом. Раса служения (dAsya) - отношения служения Богу. Дружеская раса (sakhya) – дружеские отношения между Кришной и бхактой (пример – отношения Кришны и Арджуны. Родительская раса (vAtsalya), когда бхакта выступает как заботливый родитель по отношению к Кришне (пример – отношения Кришны и его приемной матери Яшоды). Наконец высшая раса - страстная, любовная раса shRRiNgara – взаимоотношения эротической любви.
Совершенный образец этой расы – отношения Кришны и его возлюбленной Радхи. Любовь Радхи достигает уровня самозабвения и полной самоотдачи, она готова на любую жертву ради своего возлюбленного. Кришна полностью принадлежит Радхи и одно ее имя вызывает у него экстаз, и он забывает обо всем. Радха описывается как «самая сладкая в трех мирах» (Shripad Dhyanachandra Gosvami. Shri Gaura-Govinda-Archana-Smarana-Paddhati. Sanskrit Religions Institute, 1993. - P. 66.). В этих отношениях заключено высшее блаженство (chamatkAra - тот же термин, что используется для описания мистического блаженства в кашмирском шиваизме). Чувства Радхи и Кришны характеризуются несравненной сладостью, они неразрушимы и независимы от внешних обстоятельств, они настолько интенсивны, что заставляют забыть обо всем остальном. Отношения между Радхой и Кришной могут иметь и йогическое истолкование. Радха – олицетворение Кундалини – индивидуальной энергии человека, Кришна – Абсолют. Вриндаван – тело человека. Путешествие Радхи к Кришне – подъем Кундалини в сахасрара-чакру, их соединение – соединение индивидуальной энергии с Абсолютом.
В ходе развития отношений между Радхой и Кришной возникают различные эмоции - бхавы, которые складываются в одну «великую эмоцию» - маха-бхаву. Эти эмоции воплощаются в восьми основных подругах Радхи.
1) khaNDitA-bhAva – «Когда время назначенного свидания прошло, и влюбленная встречает утром своего возлюбленного со следами любовных прикосновений другой девушки, ее состояние в этот момент называется khaNDitA-bhAva. Ее поведение отмечено гневом, глубоким дыханием, отказом разговаривать и т.д.» (Ibid. P.69)
2) svAdhIna-bhartRRikA – стремление влюбленной полностью контролировать своего возлюбленного, чтобы он проводил время только с ней. Возлюбленные вместе купаются, совершают прогулки по лесу, собирают цветы, украшают друг друга.
3) abhisArikA-nAyikA-bhAva - стремление влюбленной ночью тайно прийти к своему возлюбленному или влюбленного тайно прийти к свое возлюбленной.
4) proShita-bhartRRikA-bhAva – чувство, которое испытывает влюбленная в разлуке с возлюбленным. Она вспоминает о своем возлюбленном, лишается сна, чувствует слабость и тревогу. «Хотя любящие стремятся к соединению, без разлуки невозможно блаженство встречи; поэтому разлука есть его необходимое условие <…>. Поскольку же речь идет о расе, где чувство доставляет блаженство, даже если негативно по своим характеристикам, то горечь разлуки – это вовсе и не горечь, а особая рафинированная сладость» (Ватман С.В. Бенгальский вайшнавизм. / С.В. Ватаман. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. – С. 257-258.) .
5) vAsaka-sajjA – чувство, которое испытывает влюбленная, готовясь к свиданию со своим возлюбленным. Она украшает себя и свой дом перед встречей с ним и периодически смотрит на дорогу, по которой он должен придти. Одна из подруг Радхи говорит другой: «Посмотри, подруга! Шри Радха начинает мягко улыбаться, когда смотрит на свою кровать так подходящую для страстного соединения и на свое тело, так прекрасно украшенное. Когда она время от времени вспоминает тот или иной не поддающийся описанию вид любовного соединения, которое она пережила с Кришной, она становится переполненной экстазом и погружается в безумное любовное желание его» (Shripad Dhyanachandra Gosvami. Shri Gaura-Govinda-Archana-Smarana-Paddhati. Sanskrit Religions Institute, 1993. - P. С. 84.).
6) utkaNThiA-bhAva - чувство, которое испытывает влюбленная, когда возлюбленный сильно опаздывает на свидание. Она ощущает тревогу, печаль, страх, что он не придет, ее охватывает дрожь и она плачет.
7) vipralabdhAtva – сильная душевная боль, которую ощущает влюбленная, когда возлюбленный не пришел на свидание.
8) kalahAntaritA – чувства, которые испытывает влюбленная после того, как публично отвергла своего возлюбленного, припавшего к ее ногам. Сожалея о своем поведении, она испытывает раскаяние и скорбь, доходящую до помрачения рассудка.
Объектом медитации служат различные моменты в отношениях Радхи и Кришны. Существует круг событий для медитации, происходящих в различное время суток : конец ночи, утро, первая половина дня, полдень, послеобеденное время, ранний вечер, поздний вечер и ночь ( см. Ibid, pp. 116-136).
Конец ночи. Кришна и Радха просыпаются после тайного свидания в объятиях друг друга. Они разбужены пением птиц, поющих песни в честь них. Они сидят на постели в блаженстве, а подруги Радхи служат им. Затем они вспоминают, что приближается утро и они, беспокоясь, что их тайна будет раскрыта, возвращаются в свои дома.
Утро. Кришну будит мать Яшода. Он быстро встает с постели, чистит зубы вместе со своим братом Баладевой и идет доить коров. Радху будит старшая подруга. Она совершает омовение со своими подругами, ей делают массаж. Затем она одевается в великолепные одежды, надевает украшения и наносит косметику. Мать Яшода приглашает Радху приготовить еду для Кришны, т.к. приготовленная ей еда отличается исключительным вкусом и способностью продлевать жизнь. Закончив доить коров Кришна возвращается домой, совершает омовение, одевает чистую одежду и украшает себя. Весело беседуя с друзьями Кришна с наслаждением вкушает пищу приготовленную Радхой. В это время Радха тайно наблюдает за ним.
Первая половина дня. Кришна, одевшись как пастух, отправляется в лес пасти многочисленное стадо коров. Горя желанием увидеть Радху, он, покинув друзей, направляется к устроенному в лесу месту для встречи. Узнав, что Кришна пошел в лес, Радха под предлогом собирания цветов для поклонения Сурье, также отправляется в лес, чтобы встретиться с возлюбленным.
Полдень. Таким образом, Радха и Кришна встречаются. Окруженные близкими друзьями они блаженно проводят время в разных развлечениях. Иногда они вместе качаются на качелях, раскачиваемые друзьями. Иногда Радха берет флейту из рук Кришны и прячет ее, а он ищет ее под смех друзей. Так они играют в прекрасном весеннем лесу. Устав, они садятся и пьют медовый напиток. Опьянев от него они берут друга за руки и оказываются пронзенными стрелами Камы (Купидона). Переполняемые желанием, они предаются любовному соединению. Подруги Радхи, также опьяненные, расходятся в разных направлениях. В этот момент Кришна создает своих двойников, которые соединяются с подругами Радхи, так же как он соединяется с самой Радхой. После этого Радха и Кришна направляются к водоему и развлекаются, брызгая водой друг на друга. Затем они украшают себя великолепными одеждами, орнаментами и гирляндами. Радха готовит для Кришны еду из лесных фруктов и корней. Угостив Кришну Радха ест сама, а Кришна ложится на постель из лепестков цветов. Две или три подруги Радхи развлекают его, массируют его ступни, а он остается погруженным в приятные мысли о Шри Радхе. После всевозможных шуток и развлечений (таких как игра в кости на поцелуи, объятия) Радха и Кришна возвращаются домой.
Послеобеденное время. Собрав коров звуками свой флейты, Кришна возвращается в Враджу. Услышав звуки флейты жители Враджи бросают свои дела и выходят навстречу Кришне, чтобы увидеть его. Придя домой, Радха принимает ванну и украшает себя. Затем, приготовив для Кришны множество вкусных блюд, она отправляется вместе с подругами смотреть на возвращение Кришны в Враджу. Кришна приветствует собравшихся жителей Враджи улыбками и прикосновениями, старших родственников почитает поклонами, а свою страсть к Радхе выражает мимолетным и скромным взглядом, брошенным искоса.
Ранний вечер. Кришна вкушает еду, которую ему приготовила Радха по просьбе матери Яшоды. Кришна хвалит приготовленные Радхой блюда вновь и вновь. Затем, сопровождаемый отцом и другими людьми он отправляется в зал собраний. Подруги Радхи приносят пищу, оставшуюся после трапезы Кришны. Радха наслаждается, вкушая пищу, к которой прикасался губами ее возлюбленный. Затем подруги украшают Радху для любовного путешествия к Кришне. Она передает Кришне с одной из подруг, что она будет ждать его в тайном месте в лесу Вриндавана и сама отправляется туда.
Поздний вечер. Сидя в зале собраний, Кришна слушает выступления поэтов, музыкантов и юмористов. Когда мать Яшода напоминает ему, что пора идти спать, он, наградив выступавших надлежащим образом, отправляется в спальню. Затем он тайно покидает дом, чтобы встретиться с Радхой в назначенном месте. Ночью они встречаются в назначенном месте. Встретившись, они проводят время в любовных ласках, пении и танцах.
Мистик медитативно проигрывает любовные отношения между Кришной и его возлюбленной Радхой, стремясь развить в себе такую же любовь к Кришне. Подруги Радхи являются свидетелями взаимоотношений Кришны и Радхи и служат им. Созерцающий эти отношения мистик часто отождествляется с ними (и в этом случае он любит Радху больше чем Кришну). Отношения между Радхой и Кришной могут лишь мысленно созерцаться, а могут (в школе сахаджия) воспроизводиться в отношениях между мужчиной и женщиной, влюбленными друг в друга. В любовных отношениях мужчина воплощает Кришну, а женщина воплощает Радху. Но и в этом случае ведущую роль играет не физическая близость, а развитие романтических чувств, достижение высшей интенсивности эмоций, и их трансформации. Важнейшими понятиями являются кама – чувственная любовь и према – мистическая любовь, свободная от эгоизма. В «Чайтанье-чаритамрите» дано следующее их определение: «Желание услаждать собственные чувства называется камой, желание услаждать чувства Кришны – премой». Однако, кама и према не являются чем-то посторонним друг другу. В трактате «Ратнасара» говорится: «Кама очищается премой, а према невозможна, если не было опыта камы» (Цит. по: Тантрический путь. Выпуск 3. - М.: Тантра-Сангха, 1996. - С. 224.).