Приветствую,
В тему привожу свою заметку, вышедшую в онлайн-журнале "Ио Пан":
Таинство «пяти М»
Одной из наиболее существенных составляющих доктрины и практики Каула-тантризма является т. н. паньчататтва, или Таинство «пяти М». В контексте садханы паньчататтва — это основной ритуал, жертвоприношение Кулы (кула-яга), и мистическое сопричащение Богине. Доктринально же она представляет собой гносеологическую матрицу соответствий, по которой раскладывается Тело Божества, макро- и микрокосм.
Число пять в индуизме всегда было числом полноты проявленного — так, уже Упанишады описывают пять элементов (махабхута), составляющих материю, пять органов чувств и пять органов действий и т. д. Пятеричное деление перешло в Агамы, Тантры и Пураны. Агамы шиваизма утверждают, что у Всевышнего Бога, Шивы, пять ликов — из которых исходят пять потоков божественного Откровения (Агама). Эта пятерка образуется четырьмя направлениями и центром — так она образует мандалу, мистический круг.
Поскольку все сущее образовано пятью составляющими, в ритуале почитания Божеству подносят символы этих пяти таттв — что подразумевает полную отдачу себя Божественному. В ортодоксальных традициях индуизма этими подношениями являются вода, благовонная субстанция (обычно масло или сандаловая паста), цветы, воскурение и светильник. В йогических же системах те же пять таттв соотнесли с пятью чакрами — от адхары до вишуддхи.
Тантры учат, что методом достижения высшего совершенства является наслаждение миром в любви к Богине. «Через наслаждение достигается счастье, через наслаждение обретается Свобода (мокша) — посему надлежит всецело предаться наслаждению», — сказано в «Йони-тантре». Почему через наслаждение? Потому что «Блаженство — это образ Абсолюта, проявленный в теле», а наслаждение раскрывает это нетварное Блаженство (ананда). При этом в Тантрах оговаривается, что следовать этому пути может не кто угодно, а лишь вира — «герой». То есть человек, обладающий надлежащими качествами, верой в себя и Бога, правильным знанием, преданностью Шакти (Богине и любимой женщине) и надлежащим посвящением в традиции Кулы. Для такого виры единственное предписание — следование собственной Воле.
В этом контексте и следует рассматривать учение о «пяти М», паньчамакаре. Паньчамакара — это суть всей кула-йоги, как практически, так и теоретически. По сути, весь тантризм сводится к соитию в любви — что является и высшим наслаждением, и глубочайшим познанием. По словам «Джнянарнава-тантры», «единение Шивы и Шакти и есть истинная Йога». Через любовь человек становится сопричастным трансцендентному, блаженство Любви есть высшее состояние, Самарасья. «Состояние любви — не от мира», — говорит Шива в «Махешвара-тантре».
Пять сущностей Кулы — это пять аспектов любовного соединения с Шакти. В «Маханирвана-тантре» (V.22) говорится, что паньчататтва необходима в почитании Ее. «Пять М» настолько важны, что «Куларатнавали» утверждает, что без них Богиня никогда не будет довольна. Ведь «Единение — это высшее состояние, как на небе, так и на земле» (Тарабхактирахасья-дипика, VI.19).
Как уже было сказано, пять таттв символизируют тотальность — в данном случае, тотальность присутствия Богини. Можно сказать, что в тантризме причастие существует под пятью видами. Эти пять — вино, мясо, рыба, мудра и майтхуна. На санскрите все эти пять слов начинаются с буквы «м», отчего и произошло название. Последние два компонента оставлены без перевода, поскольку значения не вполне однозначны. Мудру часто трактуют как жареное зерно, реже как определенные мистические жесты. И то, и другое верно. Но, судя по всему, первоначальным значением термина было «женщина», партнерша в ритуале (именно в этом смысле «мудра» фигурирует в буддистских Тантрах). Майтхуна — это, в первую очередь, соитие, во вторую — его материальный результат, смесь любовных секреций.
Отчасти смыслом описываемого ритуала был антиномианизм, стремление выйти за пределы религиозного и социального закона. Так, «Нируттара-тантра» говорит: «От ведического закона происходит обусловленное действие, от такого действия происходит связанность — поэтому надлежит отбросить предписания Вед и молиться Богине в наслаждении». Но значение «пяти М» значительно глубже, оно вовсе не сводится к протесту против ханжеского социума.
Фрагмент Маркандея-пураны, описывающий величие Богини и Ее победу над силами зла («Деви-махатмья»), перечисляет пять главных демонов, которых Она последовательно убивает. Эти пять демонов олицетворяют пять грехов: похоть, гнев, эгоизм, жадность и заблуждение. Эти грехи — клиппот соответствующих энергий сознания. Посредством их «убиения» сущность человека восстанавливается до первоначальной святости. Но человек не способен сам их победить. Тантры учат, что спасение возможно лишь по милости Богини, никак иначе. В этом тантризм совершенно категоричен — никакое «самосовершенствование» невозможно по самой природе вещей. Поэтому «Куларнава-тантра» говорит: «Ни йога, ни аскетизм, ни ритуалы не помогут. Лишь любовь спасает». Богиня любит человека изначально; как только он отдается Ее воле, Она вторгается в его жизнь и бесповоротно меняет все. Как Дурга Она убивает на поле человеческой души всех внутренних демонов, выпивает их кровь и танцует в экстазе…
В «Деви-махатмье» высказана еще одна тантрическая доктрина: «В мире, о Богиня, Ты явлена в женщинах» (IX.6). По этой причине слово «Шакти» в Тантрах обозначает как Богиню, так и женщину. Соответственно, шакти-пуджа — это служение Богине и служение женщине. И самая сокровенная шакти-пуджа есть паньчататтва.
Символически пять таттв представляют пять аспектов самой Богини, пять частей Ее Тела. Если же рассматривать их в последовательности, то через них раскрывается тантрическая йога как метод спасения. Вино символизирует мистическое опьянение чувством любви, возникающее вследствие пробуждения сердца человека под воздействием божественной благодати (ануграха-шакти). На это указывают, к примеру, слова «Маханирвана-тантры» (IX.105). Вино соотносится с Шакти, женской стороной Божественного. Мясо же представляет Его мужскую часть, Шиву. Оно символизирует осознание, внутреннюю тишину (мауна), созерцание. Вино и мясо — это Шакти и Шива, Нюит и Хадит. «Наслаждающийся ими — сам Бхайрава, а возникающее в их соединении Блаженство есть Свобода» (Куларнава-тантра, V.79). Бхайрава (Гор в Liber AL) символизирован рыбой — драконом или змеем глубин. Этот дракон — поднимающийся, он представляет собой энергию поднятия (арохана-шакти), мифологически персонифицированную как Сканда. «Шива-сутра» гласит: «Бхайрава есть поднятие». Это то возбуждение, которым возбуждается Богиня. Блаженство соединения есть мудра — как сказано, «мудра — это то, что дарует радость». Мудра — это Маат и Бабалон, нижняя Шехина каббалистов. В огне мистического познания сгорают зерна карм — поэтому мудру представляют в ритуале жареным зерном. Познание в тантризме, как и в Каббале — «интимное», а не просто интеллектуальное. То есть имеет место мистическое слияние в объектом познания, в том числе слияние сексуальное. Именно про такое познание Упанишады говорят: «Праджнянам Брахма», «Познание есть Абсолют».
Описанные четыре элемента соотносятся с четырьмя буквами Святого Имени, с четырьмя сфирот и с четырьмя направлениями. Они есть аспекты пятой таттвы, которая есть высшая и «особая» таттва (шеша-таттва).
Майтхуна представляет собой возвращение в то изначальное Единство, в котором живет Божество. Это совершенное единение женщины и мужчины в любовном вкусе, махасукха буддийских Тантр. «Кали-тантра» (IV.11) говорит: «Тот, кто соединяется с женщиной, обретает все». Если вино и мясо соотносятся с нисхождением Шакти, благодатной силы Божества, а рыба и мудра — с поднятием в ответ на него нижней кундалини, то майтхуна представляет собой Самарасью, растворение в едином вкусе Любви.
Критерием правильности совершения ритуала является состояние Блаженства в сердце. «Именно то счастье, которое возникает в преданных Куле в служении сущностей Кулы, есть Свобода — это истинно так» (Куларнава-тантра, VII.103).
Сказано в Liber AL: «И знаком будет Мой экстаз» (I.26).
Ритуал «пяти М» происходит в надмирном пространстве, в духовном мире, хотя действия совершаются зримо и ощутимо. Кула-чакра, круг тантрических адептов, есть островок царства Кулы в этом мире, явленное в пространстве-времени трансцендентное. В понятийной системе Каббалы кула-чакра — это состояние ха-Олам Хава, «Мира грядущего». Более того, кула-чакра создает канал, через который надмирное вливается в этот мир, преображая его. В этом подход тантризма аналогичен франкистской Каббале — с ее учением о взрывании клиппот изнутри посредством низведения в них чрезмерного Света. «Наслаждение становится Йогой, явный грех обращается в благо, этот мир претворяется в Свободу посредством чистого чувства адепта» (Каулавали-нирная, X.131).
Внимательное изучение тантрического учения о паньчататтве раскрывает множество параллелей с другими системами мистицизма. Эти пять таттв — и потоки Откровения в шиваизме и шактизме, и ступени йоги буддистских Тантр, и формула четырехбуквенного Имени в Каббале, и порядок эонов согласно Liber AL. Сам этот ритуал также имеет свои аналоги практически в любой подлинной традиции — можно вспомнить и саббатианские седеры, и гностические мессы, и некоторые суфийские практики. Если же рассматривать паньчататтву в ее сути, это сжатая концепция метода обожения (аропа), которая едина для всех. Именно через «пять М» человек становится целостным йогином — как утверждается в «Рудра-ямале» (X.161). Через них человек воссоединяется с Возлюбленной…