Конечно, индуизм нельзя рассматривать как некую единую религию. Хотя, когда изучаешь шесть даршан индийской философии, лично у меня возникает впечатление их глубокой взаимосвязи друг с другом. Естественно, вайшешика или ньяя - это совсем не веданта. Но чувствуется, что они все находятся в неком едином проблемном философском пространстве, если так можно выразиться. На это не только я обращал внимание, но и ряд других исследователей индийской философии. В качестве примера можно привести структуралиста Зильбермана, который рассматривал различные даршаны как функциональные элементы единой системы. Все эти философские воззрения непрерывно взаимодействовали друг с другом, заимствовали друг у друга те или иные элементы, использовали схожие представления типа трех гун, концепций махабхут, индрий, психических внутренних органов и т.п.
Если взять тот же буддизм, то мы там имеем схожую ситуацию. Так, есть хинаяна и махаяна. Хинаяна явно соответствует самкхье, махаяна (мадхьямика рангтонг и мадхьямика жентонг (в последнюю можно включить и читтаматру) - веданте в духе Шанкары или Рамануджи. Буддийская тантра также очень отлична от учения сутр, и их взаимосвязь часто носит искусственный характер. Но также и в индуизме имеются попытки примирить веданту и тантризм, интерпретировать внутренние процессы, проходящие в йогине, в духе внешних ритуалов жертвоприношений (Об этом прекрасно написал Мирча Элиаде). И так далее. То есть и буддизм крайне разнообразен, от хинаяны до дзогчена, но, тем не менее, при глубоком философском анализе становится ясно, что дзогчен по сути ближе к хинаяне, чем, например, к Дионисию Ареопогиту. Это все - очень тонкие неформальные моменты, но они чувствуются и их можно даже выразить и обосновать.
С моей точки зрения Индия - это уникальная культура. В ней мы имеем колоссальное разнообразие учений. Естественно, люди везде люди, и поэтому периодически возникают конфликты. Но эти конфликты не становились фатальными. В ходе этих конфликтов учения не уничтожались (разве что мусульмане постарались в этом направлении, но они - это инородная культура). В христианской же культуре с момента ее возникновения другие учения просто устранялись. Так, был устранен неоплатонизм. Далее - гностицизм. Далее - альбигойская ересь. Далее - тамплиеры и их скрытая ересь. Далее были попытки устранить розенкрейцерское движение, но тут церкви обломали лапы. Началась эпоха Просвещения.
В Индии же конфликты, повторяю, не приводили к фатальным результатам. Это - уже само по себе уникальное явление, в чем-то напоминающее современный мир и западные демократии. В Индии мы фактически имели некий аналог современной теории сдержек и противовесов, которые позволяют сосуществовать различным конфликтующим сторонам (естественно, эта теория не была сформулирована, как сейчас, но какой-то ее скрытый аналог явно имел место). Которые, конечно, периодически гадят друг другу, не любят друг друга и т.п., но при этом продолжают существовать, так как полное их взаимное уничтожение не допускается. Именно этот момент меня и восхищает в Индии.
Что касается преследования асоциальных мистических направлений - то это везде имеет место, так как они асоциальные, но при этом живут в социуме. Здесь - парадокс, отсюда - и конфликт. Они периодически преследовались, причем везде, но не уничтожались планомерно и систематически. А это - уже очень важно. Таковы правила игры. В правильно организованных обществах социальное и асоциальное всегда присутствуют, как порядок и хаос, так как полное устранение одного элемента и абсолютизация другого приводит к деструкции общества. Что мы и имели в христиаской Европе, которую потрясли революционные процессы, в корне изменившие политический строй.
Теперь насчет того, что ортодоксальное христианство ближе к шиваизму, чем самкхья или веданта. На первый взгляд это может показаться верным. Но при более тонком анализе окажется, что ситуация не такова. Космогония самкхьи несопоставимо ниже таковой в кашмирском шиваизме. Но ей 25 таттвам там было найдено место, хотя и с небольшим изменением их интерпретации. В то же время я абсолютно уверен, что аналогичного вмещения в шиваизм космогонии того же Дионисия будет гораздо более сложной задачей, хотя на первый взгляд это может показаться и не так. В христианской философии и антропологии слишком много противоречивых и очень странных элементов, которые очень трудно вместить не только в шиваизм. но и в любую другую метафизическую систему. Тот же в ,высшей степени монимтический неоплатонизм Прокла очень легко отобразить на шиваизм. Так, в нем имеется полная аналогия знаменитой триады Шива -Шакти - Нара, только у Прокла это: единое (отец) - сила - сущее. В то же время с христианскими триадами проблем будет куда больше. Я уж не говорю о вопросе вечного пребывания грешников в аду (а такие идеи имеются, особенно что касается того, что будет после Страшного Суда), проблемы онтологизации Сатаны и вопроса о его последующей судьбе; я уже не говорю об идеях, что души впервые возникают вместе с телом (физическим) и т.п. Проблем великое множество, и все они очень не просты.
Я вообще выскажу точку зрения, которая с одной стороны является тривиальной, с другой - не совсем. А именно, я действтельно считаю, что христианство уникальное и не похоже по сути ни на что другое. В нем имеются различные элементы, схожие с другими системами, но вся их сумма - это нечто совершенно уникальное.
Эта точка зрения тривиальна, так как именно так думают настоящие знающие ортодоксальные христиане. Они действительно противопоставляют свое учение всем остальным, считая их язычниками. Я совершенно согласен с ними. Христианство действительно уникально, и отлично от других учений в большей степени, чем все они - относительно друг друга. Хотя на первый взгляд это кажется и не так, но по сути - именно так. Это - мое личное глубокое убеждение.
Эта точка зрения нетривиальна, так как уникальность христианства как учения трудно уловима. Действительно, может показаться, что учение Дионисия Ареопогита ближе к шиваизму, чем самкхья. Но истинный христианин понимает, что это не так. Он в этом совершенно убежден. И увидеть это можно лишь при анализе всего комплекса христианских представлений. Уникальность эта - системная, а не поэлементная. И в этом вопросе я совершенно солидарен с истинным ортодоксальным христианским теологом.
Если есть желание поразмышлять на эту тему, подумайте, почему именно в христианстве возник такой напряг в отношениях с эзотерикой? Ответ, с моей точки зрения, связан со следующим. Вся эзотерика, возникавшая в христианстве, была очень похожа на эзотерики других систем. Это была универсальная эзотерика. Христиане это прекрасно понимали. И они знали, что христианство уникально, и поэтому эта эзотерика (типа Майстера Экхарта и т.п.) не есть эзотерика христианства, а просто есть одно из проявлений универсальной эзотерической мысли. Что же в действительности тайное скрывается за христианством - вот это действительно интересный вопрос. Но я не стал бы его обсуждать на форуме.