P. S. В шактистской традиции считается, что Шанкара впоследствии осознал свою неправоту (вернее, Деви открылась ему, и он понял, что или скорее кто есть на самом деле майа) — и получил тантрическую инициацию в северной Керале, после чего достиг совершенства в каула-тантре и стал Ачарьей, Мастером.
Шактизм и православие - причины интереса
Сообщений 61 страница 64 из 64
Поделиться622006-07-25 13:48:43
Почему Шанкара на самом деле боролся против шиваитских сект - вопрос сложный. Это могло вовсе и не значить, что он был против самих идей шиваизма. В Тибете есть такая показательная личность - 5-й Далай-лама, который фактически и был создателем теократического государства и боролся с дзогченом и т.п. А сам он скрыто практиковал тот же дзогчен. Он был не против дзогчена, а против того, чтобы он практиковался в открытую и тем самым имел влияние на социум.
Может быть, то же самое было и с Шанкарой.
Поделиться632006-07-25 14:01:57
Концепция майи АВ (в виджнянаваде я не спец, так что не буду комментировать) довольно нелепа — в том смысле, что она логически противоречит самой декларируемой адвайте. Поэтому множество учителей, как шиваитских, так и вайшнавских, обвиняли адвайту Шанкары в скрытом дуализме.
С теорией майи, конечно, не все в порядке, но без нее в адвайте тоже плохо. Надо же как-то объяснять, почему в том случае, если все - ниргуна-Брахман, то откуда наше видение мира как конечного и обладающего свойствами.
Насколько я понимаю, важнейшее ноу-хау шиваизма - это понимание абсолютного как единства Шивы и Шакти. Если бы абсолютное понималось только как Шива, то проблемы были бы те же, что и у Шанкары.
Есть такая точка зрения, что адвайта-веданта — как раз результат незрелости самого Ади Шанкарачарьи, который писал комментарии на Прастханатраю в весьма молодом возрасте. Так, к примеру, считает Б. Н. Пандит. Концепция майи АВ (в виджнянаваде я не спец, так что не буду комментировать) довольно нелепа — в том смысле, что она логически противоречит самой декларируемой адвайте.
Я читал эту точку зрения и нахожу ее немного наивной. По-моему, Шанкара очень хорошо понимал, что он делал и с какой целью. Он достиг своих целей и придал новую жизнь учению уровня сутр (в Тибете под таковым понимался тот уровень учения, в котором абсолютизируется покой, бесформенность и т.п., а движение и проявления рассматриваются как иллюзорные). А именно этого он и добивался. А также забрал энергию из буддизма и устранил сию опасность для ортодоксального брахманизма. А то, глядишь, и кастам придет конец.
Поделиться642006-07-25 15:16:02
Вспоминается мне одна история про одного древнего ачарию, который отвергал Веды и Агамы. Взбаламутив народ создал какое то учение в Индии. Потом под старость раскаялся и ушел в пашупати-шиваизм. А секта живет до сих пор...
Подробностей не знаю:(